Огнезащита воздуховодов

Содержание статьи

Цель применения огнезащитных составов для воздуховодов, а также рулонных защитных материалов — изоляция тела вентиляционного короба, исключающая возгорание конструкции и примыкающих к ней материалов. Такие составы и материалы работают как пассивная защита, препятствующая распространению высоких температур. Рулонные материалы выполняют не только защитную функцию — они работают как теплоизоляция.

Каким воздуховодам нужна огнезащита

СП № 7.13130 от 2013 указывает, что применение огнезащитных составов для воздуховодов, а также рулонных теплоизоляторов необходимо при монтаже приточных и вытяжных рукавов противодымной вентиляции. Вытяжные воздуховоды — это трубопроводы, отводящие продукты горения из здания. Приточные воздуховоды компенсируют потерю масс воздуха, утилизированного посредством вытяжного рукава.

Вытяжными и приточными рукавами противодымной вентиляции оборудуют:

  • коридоры в любых сооружения высотой от 28 метров;
  • коридоры длиной от 15 метров в зданиях от двух этажей и выше;
  • незадымляемые лестничные клетки в зданиях любой этажности;
  • атриумы, пассажи и холлы;
  • производственные и складские помещения, в которых оборудованы рабочие места;
  • помещения площадью от 50 м2, рассчитанные на постоянное присутствие людей (жильцов, рабочих, покупателей, зрителей);
  • подземные автостоянки и хранилища;
  • шахты лифтов.

Главный виновник человеческих жертв при пожаре — задымление. Приточно-вытяжная противодымная система гарантирует сохранение жизней жильцов, персонала, посетителей. Сохранность самой системы обеспечивает огнезащита для воздуховодов.

Какой должна быть огнезащита для воздуховодов

При строительстве приточных и вытяжных рукавов противодымной вентиляции принято ориентироваться на следующие параметры:

  • Минимальный класс огнезащиты внешней поверхности воздуховода — не ниже В1 (полуогнестойкий), внутренней — не ниже В (трудновоспламеняемый). Рекомендуемый класс огнезащиты канала в перекрытии, стене или в эвакуационном коридоре, а также на лестнице — А (нулевая горючесть).
  • Минимальный уровень огнезащиты воздуховода в сборе — 60. Он должен противостоять нагреву до 850 °C не менее часа. Для воздуховодов многоэтажных зданий уровень огнезащиты поднят до 150 (до 2 часов 30 минут). При базовом уровне огнезащиты в 15 минут, используемые для повышения этого показателя материалы должны давать прирост не менее, чем на 45 минут.
  • Уровень огнезащиты запорных, соединительных, разветвляющихся фитингов воздуховодов не может быть меньше 200. Это касается внутренней и внешней поверхности.

Каналы противодымной вентиляции должны быть легкими, прочными и огнестойкими. Обычно их делают из тонколистового проката (толщиной от 0,8 миллиметра), а этот материал быстро нагревается и прогорает при контакте с сильным пламенем. Чтобы защитить воздуховод, строители используют несколько технологий пассивной теплоизоляции. Они основаны на разных огнезащитных материалах и способах их применения.

Виды материалов для огнезащиты для воздуховодов

К материалам для огнезащиты приточных и вытяжных воздуховодов предъявляют несколько требований. Во-первых, они должны выдержать жар пламени в течение 60-150 минут. Во-вторых, они обязаны держать вибрационную нагрузку, ведь под действием входящего и выходящего потока, побуждаемого естественным способом или компрессором, воздуховоды ощутимо вибрируют. В третьих, они должны обеспечить звукоизоляцию воздуховода, ведь отдельно ее устраивать не будут. С этими задачами справляются следующие огнезащитные материалы:

  • плиты и рулонные разновидности на основе базальтовых волокон, демонстрирующих высшую степень огнестойкости — их используют при наличии свободного пространства в вентиляционной шахте;
  • напыление на основе базальтового волокна — достойная замена панелям и рулонным разновидностям, упрощающая процесс сборки системы огнезащиты;
  • штукатурки и мастики, в составе которых есть базальтовая фибра — их используют внутри и снаружи;
  • жаропрочные лаки, краски и эмали — с помощью этих составов формируют тонкослойную огнезащиту конструкции;

Вид огнезащитного материала выбирает проектировщик, опираясь на эксплуатационные характеристики и другие нюансы. Практика использования комбинированных систем, построенных на базе нескольких огнезащитных материалов, встречается чаще попыток устроить защиту только из плит, штукатурки или краски.

Критерии выбора огнезащитных материалов

При выборе огнезащитных составов, покрытий и плит учитывают следующие критерии:

  • Класс и уровень огнезащиты — это ключевой параметр, влияющий на перспективы использования защитного слоя.
  • Габариты огнезащитного слоя — толщина может быть ограничена габаритами вентиляционного канала и сечением воздуховода.
  • Удельный вес огнезащиты — тяжелые плиты или напыления применяют только после укрепления воздуховодов, а это возможно далеко не всегда.
  • Стоимость огнезащитного слоя — этот параметр влияет на смету, большинство заказчиков желают получить максимальную эффективность за минимальные деньги.
  • Стоимость монтажа — от типа защиты зависит технология сборки или нанесения, а также сроки выполнения монтажных работ.
  • Срок службы огнезащиты — долгий срок службы может примирить заказчика с ценой работ и материалов.
  • Эксплуатационные ограничения — некоторые плиты, покрытия и напыления нельзя использовать во влажной среде, часть не работает при низких температурах и так далее.

После определения огнезащитных материалов можно выбрать технологии защиты воздуховода от жара и пламени. Защиту выбирает проектировщик с лицензией от МЧС. Он ориентируется на экономическую составляющую, но основной критерий — это эффективность защиты.

Способы применения рулонных материалов и огнезащитных составов для воздуховодов

Существует три способа устройства системы противодымной вентиляции:

1. Конструкционный формат.

Основа такой защиты — плитный или рулонный материал на основе базальтовых волокон, которым обкладывают воздуховод. Толщина защиты подбирается по требуемой теплостойкости. На основе плит и рулонов можно собрать защиту любой толщины, укладывая эти материалы в несколько слоев. Однако многослойные конструкции утяжеляют воздуховод, вынуждая усиливать систему крепления. Сборка защитной системы проводится по следующей схеме:

  • С воздуховода счищают пыль и ржавчину. Внешнюю поверхность обезжиривают и высушивают.
  • На трубопроводную арматуру и внешнюю сторону фитингов наносят клеящий состав.
  • Плиты и рулоны раскраивают на полосы и наклеивают на внешнюю сторону трубопровода и фитинга.

Альтернативный способ крепления — фиксация защитного материала металлическими скобами, кольцами, проволокой. Особо ответственные участки можно защитить с помощью сэндвича, составленного из двух вентиляционных коробов (внешнего и внутреннего), между которыми укладывают огнестойкие плиты.

2. Оштукатуривание.

Штукатурка не прилипнет к металлическому воздуховоду. Поэтому ее наносят не на металл, а на базальтовую плиту, которую клеят на внешнюю поверхность. Оштукатуривание можно назвать логическим продолжением конструкционного способа защиты. В этом случае вы можете рассчитывать на такие выгоды:

  • повышения класса огнестойкости — штукатурка прибавляет 40-50 минут к времени сопротивления открытому пламени;
  • консервацию теплостойкости — штукатурка отсекает от минваты влагу, которая снижает тепловую инерцию панели;
  • экологичность технологии — в базальтовом волокне может быть формальдегид, пары которого блокируются застывшей штукатуркой.

Из минусов стоит упомянуть сложность процесса монтажа. Конструкционный формат — не самая простая технология защиты, а в этом случае к нему придется прибавить трудоемкую процедуру оштукатуривания внешней поверхности. Но этот минус перекрывает долгой срок службы подобной защиты.

3. Обработка воздуховодов огнестойкими покрытиями.

Огнестойкие краски и мастики гарантируют сопротивление жару и прямому пламени в течение 180 минут. Подобные составы обойдутся недешево, но высокую цену частично компенсирует легкость нанесения, снижающая стоимость монтажных работ. С такими красками не нужно усиление крепежа воздуховода.

Тонкий слой подобного покрытия превращается в застывающую на воздухе пену уже при 100 °C. Он защищает трубопроводную арматуру и фитинги в течение 45 минут. Многослойное покрытие позволяет увеличить время защиты до трех часов. После срабатывания пену счищают с поверхности вентиляционных труб, подготавливая их к новому окрашиванию.

Окрашивание подобными красками проводится вручную, под жестким контролем. Малейший пропуск приводит к прогоранию канала с перспективами задымления всего помещения.

Как защищают крепления

От высокой температуры страдают и воздуховоды, и крепежные элементы, поэтому их защищают покрытиями или плитами, которые повышают огнестойкость тяг и кронштейнов до показателей трубопровода. Для защиты крепежа используют те же технологии, что и в случае воздухопровода:

  • конструкционное укрепление плитами и рулонными материалами;
  • оштукатуривание по плитам;
  • окрашивание специальными составами.

С учетом минимального утяжеления конструкции самым перспективным способом защиты можно назвать окрашивание. Слой специальной краски толщиной 0,8 миллиметра поднимает огнестойкость до двух часов. Но подобную защиту придется обновлять время от времени, поэтому у практики применения фольгированных и оштукатуренных панелей есть очень хорошие перспективы.

Защитные материалы от «Альянс-Строительные Технологии»

В нашем каталоге есть защитные средства для воздуховодов, которые сделаны из базальтового волокна — искусственного материала на основе диоксида кремния, который выдерживает нагрев до 1700 °C. Пористая структура базальтовой ваты гарантирует высокую степень защиты от жара и пламени, а также повышает звукоизоляцию вентиляции. Еще одна сильная сторона базальтовой ваты — небольшой удельный вес. Защита на основе этого материала не требует усиления крепежа воздуховодов. Наш магазин продает три вида такой защиты:

  • Огнебазальт Вент — в состав набора входит рулонная защита ПМБОР для вентиляционных каналов и термостойкий клей «Огнет»;
  • Огнебазальт — в этот набор входит только защита ПМБОР;
  • Огнебазальт Мет — в этом комплекте два компонента ПМБОР для металлических конструкций и «Огнет».

Каждая вид защитных материалов дает дополнительные выгоды, поэтому, мы рекомендуем покупателям познакомиться с ними поближе.

Огнебазальт Вент — назначение, характеристики, монтаж

Комплексная система огнезащиты Огнебазальт Вент монтируется на внешнюю поверхность воздуховодов и каналов дымоудаления. Задача системы — повышение огнестойкости трубопроводов. В систему входят два компонента: фольгированная базальтовая плита ПМБОР или Огнебазальт и клей «Огнет».

Минимальную огнезащиту дает комплект Огнебазальт Вент 30, с 5-миллиметровой плитой ПМБОР-5Ф, которая блокирует жар открытого пламени в течение получаса. Максимальную защиту обеспечивает комплект Огнебазальт Вент 180 на основе 50-миллиметровой плиты Огнебазальт-50-1Ф, которая выдерживает нагрев до 850 °C в течение трех часов. Ширина рулона ПМБОР или Огнебазальт — 100 или 120 сантиметров, длина — от 6 до 20 метров. Удельный вес квадратного метра огнезащиты — от 0,5 до 2,2 килограмма, в зависимости от толщины базальтовой плиты.

Монтаж базальтовых фольгированных плит выполняется только на клей «Огнет», который исключает потерю адгезии под действием высоких температур. Плиты клеят фольгой наружу, внахлест, с напуском не меньше 30 миллиметров. Для усиления огнезащиты их обматывают монтажной лентой ЛАМС.

Огнебазальт — назначение и способы обкладки

Рулонный огнестойкий материал Огнебазальт используется для внешней защиты вентиляционных каналов и дымоходов. Он защищает воздуховоды от повышения температуры во время пожара, а соседние предметы — от контакта с нагретым выхлопными газами трубопроводом. В дополнение к огнезащите этот материал обеспечивает теплоизоляцию и звукоизоляцию канала.

Минимальную огнестойкость дает Огнебазальт 20 — фольгированная плита толщиной 20 миллиметров, которая выдерживает нагрев до 850 °C в течение часа. Максимальную защиту гарантирует Огнебазальт 70-1ФС — фольгированная базальтовая плита толщиной 70 миллиметров, армированная металлической сеткой. Она сопротивляется пожару в течение трех часов.

Важное преимущество Огнебазальта — это низкая гигроскопичность. В отличие от других базальтовых плит, он практически не впитывает водяные поры, сохраняя первоначальный уровень теплоизоляции и звукоизоляции даже в очень влажной среде. Кроме этого, стоит отметить экологичность Огнебазальта, который не выделяет канцерогенов даже при сильном нагреве.

Монтаж этого материала возможен на специальный клей или механическим способом. Производитель рекомендует укладывать плиты внахлест, с перекрытием не менее 50 миллиметров, используя для крепления алюминиевый скотч.

Огнебазальт Мет — особенности монтажа защиты

Универсальный комплекс огнезащиты Огнебазальт Мет используется для повышения пределов огнестойкости любых металлоконструкций, в том числе и воздуховодов. В состав комплекса входят фольгированные базальтовые плиты ПМБОР и термостойкий клей «Огнет». Кроме стойкости к сверхвысоким температурам этот комплекс гарантирует высокую тепло- и звукоизоляцию.

Минимальный уровень защиты от огня дает Огнебазальт Мет 45 — комплект на основе 5-миллиметрового покрытия ПМБОР-5Ф, гарантирующего целостность конструкции в течение первых 45 минут пожара. Максимальную защиту обеспечивает Огнебазальт Мет 150 на базе плиты ПМБОР-16Ф толщиной 16 миллиметров, которая защищает металлоконструкцию от пожара в течение двух с половиной часов.

Базальтовые плиты ПМБОР не впитывают влагу, им не страшны вибрации, а также грызуны и прочие вредители. ПМБОР выпускают в рулонах длиной до 20 метров и шириной 100 или 120 сантиметров. Кроме алюминиевой фольги на поверхность плиты наклеивают армирующую сетку из стекловолокна, которая усиливает прочность защитного покрытия.

Монтаж системы Огнебазальт Мет начинается с подготовки внешней поверхности металлоконструкции, которую чистят от пыли, краски, масляных пятен. Потом на металл наносят клеящий состав, к которому прижимают базальтовые панели. В финале защиту фиксируют металлизированным скотчем.

Доставка по всей России

Клиенты «Альянс-Строительные Технологии» могут заказать любую огнезащиту из нашего ассортимента с доставкой по всей России. Мы работаем с транспортными компаниями «Деловые линии», ПЭК и УТС. Отгрузка партии в офис транспортного партнера выполняется раз в неделю. По Москве наши товары развозят курьеры. Чтобы узнать цену партии и способ доставки, позвоните по телефону 8(495)662-49-93 или заполните форму обратной связи.